BSForum - международные конференции, семинары, тренинги, обучающие программы, обучение английскому языку

Контейнерные перевозки: Средняя Азия и Каспий

15 сентября 2017
Принять участие в конференции »
ENGLISH version     
Конференция Контейнерные перевозки: Средняя Азия и Каспий

СМИ о нас

02.06.2009 Экспортный коктейль

Маршруты для экспорта нефти на запад из бывшего СССР меняют традиционное предназначение



В системе нефтеэкспорта с начала нынешнего года обнаруживаются примечательные тенденции. Мощности, изначально ориентированные на транспортировку нефти из одних источников, увеличивают доставку совсем другого сырья. А объекты, бывшие на периферии главных потоков экспорта, выдвигаются на первый план.

Экспорт мигрирует



В I квартале 2009 г. объем российской нефти, прокаченной по Северо-Каспийскому трубопроводу (более известному как КТК), вырос более чем на 400% по сравнению с тем же периодом 2008 г. Трубопровод КТК был запущен в 2001 г. для экспорта нефти казахстанских месторождений Тенгиз, Карачаганак, и других. На нынешнем этапе КТК может прокачивать благодаря присадкам до 34 млн т в год.


Данные текущего экспорта проанализировала в своем докладе Ольга Вронская, главный специалист отдела мониторинга нефтяной и газовой промышленности ЦДУ ТЭК России, выступая на III международном «Южном нефтегазовом форуме», состоявшемся 25-26 мая в Анапе. Организатором выступила российская компания Black Sea Forum.


Форум, собравший представителей транспортных, сервисных и иных российских и европейских компаний, выявил тенденции, важные для участников экспорта и рынка перевозок.


Например, ту, что сами казахстанские нефтеотправители для КТК существенно снизили объем своей прокачки по сравнению с тем же периодом 2008 г. И, скорее всего, эта тенденция сохранится до конца текущего года. Тогда как экспорт из Казахстана к Черному морю по железной дороге будет расти, а по трубопроводу – увеличится к Балтийскому морю – в Приморск.

Любить по-русски



Рост интереса российских экспортеров к КТК выглядит ошеломляющим. За весь 2008 г. россияне перевалили с помощью трубопровода 2.4 млн т (только через объекты компании «Транснефть»), что составило менее трети от объема 2007 г. А в первом квартале с.г. объем аналогичной отгрузки вырос до 1 млн т, а показатель роста достиг 406.8%.


Вероятно, наращивание объема произошло из-за целого ряда причин. Россия увеличила свое присутствие в КТК за счет покупки 7% доли Омана, и соответственно, экспортную квоту. Уменьшились российские поставки в Одессу и Польшу, по некоторым другим направлениям, и перераспределенные потоки стали нуждаться в альтернативных рынках и точках выхода. Ими стали помимо КТК, порт Южный (реверсное использование трубопровода Одесса – Броды), Германия, Новороссийск, указывает Ольга Вронская.


Но перечисленные маршруты увеличили отгрузку в диапазоне, примерно, от 10% до 38%, что, конечно, не сопоставимо с российским ростом на КТК. Между тем морские участники Южного форума объясняли, что, например, Южная Озерейка-2 – морской терминал КТК – нынешней зимой останавливал отгрузку нефти всего на несколько дней, тогда как соседний Новороссийск во много раз чаще.


Причиной являются и природные различия портов, и технические, но результатом - то, что, если компании ориентированы на российское Черноморье – по КТК им экспортировать нефть легче, нежели через Новороссийск. По меньшей мере, зимой.

«Тенгизшевройл» не доливает



На фоне роста интереса россиян к КТК отличие их политики от курса главного казахстанского грузоотправителя – международного товарищества «Тенгизшевройл» (ТШО) - выглядит еще более очевидным. Казахстанцы суммарно в I квартале с.г. отправили на 10% меньше нефти, чем год назад. Представитель одного из акционеров ТШО объясняет, что поставки в КТК не растут из-за ограниченной квоты на прокачку.


Возможно, это объяснение отражает часть действительного положения дел. С другой стороны, от казахстанских правительственных агентств RusEnergy получило следующие данные. В 2009 г. ТШО недопоставил в КТК по сравнению с запланированным объемом: в январе - более 500 тысяч тонн, в феврале – более 700 тысяч, марте – более 800 тыс. т. Зато компания отправила на экспорт с ж/д станции Кульсары вместо плановых 9 тыс. т – 1401 тыс. т.


Идет тенгизский экспорт в средиземноморский Джейхан, грузинские порты Батуми и Кулеви. Но в несопоставимо малых объемах по сравнению с КТК и ж/д маршрутом Кульсары – Одесса. Скорее всего, ТШО исходит исключительно из коммерческих соображений: доставка нефти по железной дороге в Одессу является наиболее дешевым маршрутом для экспортера в сравнении со всеми другими путями, включая КТК.


Перевозка в цистернах позволяет ТШО не смешивать свою нефть с менее ценными сортами, что было бы неизбежно при прокачке по трубопроводу Атырау – Самара в Одессу, или в Новороссийск.

Колеса проезжают быстро



Виктор Власенко, начальник отдела по работе с нефтяными компаниями «Первой грузовой компании», сказал RusEnergy, что в России сейчас есть много незанятых цистерн, которые могут быть привлечены для экспорта и ТШО, и другими грузоотправителями. То есть возможности для наращивания экспорта ж/д транспортом имеются.


На государственном уровне развитие ж\д перевозок выражается в межправительственных и межкорпоративных соглашениях между Россией с одной стороны, а с другой Украиной, Казахстаном, Туркменистаном, Литвой. Их общий смысл в предоставлении льготных тарифов для ж\д и мультимодальных перевозок, в том числе, и нефтеналивных грузов на определенных маршрутах: Кульсары – Одесса, Туркменбаши – Астрахань, в Бутингу, Калининград.


За редким исключением тарифы на ж/д перевозки оказываются ниже, нежели на трубопроводных маршрутах. Поэтому любые экспортеры, имеющие возможность использовать льготные экспортные путях «на колесах», стараются и будут стараться делать перевозки именно по ним.


Ограничения роста в этом случае определяются количеством цистерн, наличием и мощностью нефтеналивных эстакад поблизости от добывающих компаний. То есть сейчас железнодорожный экспорт каспийской нефти бурно развивается. Но, вероятно, быстро достигнет уровня технических ограничений, в лучшем случае - в среднесрочной перспективе, полагают участники рынка, присутствовавшие на «Южном форуме» в Анапе.

Трубы и порты



В среднесрочной и долгосрочной перспективе участники транспортного сообщества связывают рост экспорта с трубопроводными проектами. Г-жа Вронская указывает, что развитие Балтийского направления нефтетранспорта Россией является причиной наращивание пропускной способности маршрута Атырау – Самара – Запад. А это подразумевает расширение трубопровода Атырау – Самара с 17 до 25 млн т в год (твг).


Расширение пропускной способности КТК до 67 млн твг означает, что по трубопроводу пойдет 17 млн т российской нефти. Это более 25% от общего объема прокачки, тогда как с начала ее прокачки по КТК в 2004 г. среднегодовые объемы до сих пор составляли менее 20%. По словам Юрия Пужаева, регионального менеджера КТК-Р, строительные работы по расширению трубопровода начнутся уже в следующем году.


Но, с другой стороны, увеличение пропускной способности терминала КТК - Южная Озерейка-2, пожалуй, наиболее реалистичный проект строительства новых транспортных мощностей на Черном море. Представители Новороссийского морского порта говорят, что его мощности задействованы не полностью, и вряд ли будут строиться дополнительные. А Роман Межлумян, начальник отдела мониторинга и анализа Дирекции государственного заказчика программы развития морского транспорта России, проанализировав частные проекты расширения нефтеналивных портов Черноморья, привел доказательства того, что они рискованны, поскольку нефти может не хватить на все.


Скорее всего, это так: КТК имеет собственный терминал, а трубопровод Атырау – Самара будет развиваться, ориентируясь на балтийский Приморск, а не на Черное море. Экспорт нефти из Азербайджана и в перспективе Туркменистана, хотя и станет расти на черноморском направлении, будет поглощаться нынешними мощностями Новороссийска.

В нужном месте, в нужное время



Сервисные компании связывают главные надежды с ростом рынка услуг для нефтетранспортировки с трубопроводными проектами. Erwin Fijnaut, глава московского офиса голландской компании Bluewater Technical Support, говорит, что она рассчитывает стать подрядчиком расширения КТК. Дмитрий Гайнулин из фирмы «ЦеСИС НИКИРЭТ» считает, что рост нестабильности и террористической угрозы делает очень перспективным рынок услуг по безопасности для объектов нефтяной промышленности.


Хотя участники «Южного форума» были сосредоточены на вопросах конкретного бизнеса, их обсуждение выявило общие тенденции. Практические обстоятельства экспорта и транзита сырья крупнейших поставщиков нефти из б. СССР – России и Казахстана – основательно перемешали изначально запланированные потоки. Трубопровод КТК демонстрирует российскую направленность развития. Проект Балтийская трубопроводная система-2 становится стимулом для расширения казахстанской магистрали Атырау – Самара.


Пять лет назад в Одессу «Транснефть» отправляла по 9.5 млн твг, а в I квартале с.г. всего 0.9 млн казахской нефти. Изменились пути доставки в этот порт, и их предназначение: теперь они служат не для российского, а для каспийского сырья. Железнодорожный и морской экспорт из Каспийского региона в западном направлении после стагнации прошлых лет переживает расцвет, из-за которого оживилась эстакада Кульсары и порт Одесса.


Такого рода «зигзаги» в нефтеэкспортном развитии б. СССР не слишком продолжительны, но возникают в разное время на разных направлениях. И те участники, и клиенты транспортного рынка, которые следят и сознают тенденции его состояния и изменений, могут получить хорошую прибыль, быстро реагируя на возникающие перемены.

Игорь Ивахненко,
RusEnergy


Поддержка конференции

Как стать спонсором конференции »
Информационные партнеры


BSForum |  Архив конференций |  СМИ о нас |  Для спонсоров |  Семинары |  Тренинги |  Обучающие программы |  Контакты |  Ссылки

BSForum

международные конференции 2007-2016
семинары, обучающие программы
тел.: +7 (9887) 652434
тел.: +7 (918) 4452460
e-mail: ev@novotrans.info
 

Яндекс.Метрика
  Rambler's Top100
Создано:  Веб студия Идальго -  создание, размещение и продвижение сайтов