BSForum - международные конференции, семинары, тренинги, обучающие программы, обучение английскому языку

Контейнерные перевозки: Средняя Азия и Каспий

15 сентября 2017
Принять участие в конференции »
ENGLISH version     
Конференция Контейнерные перевозки: Средняя Азия и Каспий

СМИ о нас

10.07.2008 Каспийские бомбилы

Каспийские «бомбилы»


Кавказские суда хотят выиграть у российских трубопроводов казахскую нефть

Игорь Ивахненко,
RusEnergy




На черноморском направлении – главном в экспорте казахстанской нефти – назрели перемены. Одни участники рынка ищут новые маршруты, другие – проекты, третьи меняют статус. Скорее всего, основные события в этой области только начинаются.

Крупные, но завтра. Мелкие, но сейчас



Россия и Кавказ по-разному борются за транзит казахстанской нефти. Российская компания «Транснефть» объявила о плане расширения трубопровода Атырау – Самара с 15 млн т в год до 26 млн т, что должно произойти к 2015 г. Этот трубопровод обеспечивает самую дешевую транспортировку казахстанской нефти в Европу и к экспортным портам.

Конкурент России – Азербайджан - в лице Айдына Баширова, главы судоходной компании КАСПАР, сообщил днями раньше о начале перевозки нефти крупнейшего казахстанского экспортера «Тенгизшевройл» (ТШО). КАСПАР, перевозящий нефть танкерами дедвейтом 10 тыс. т, хотел бы доставлять в Баку 2 млн т в год (твг) тенгизского сырья. Для ТШО маршрут привлекателен сохранением дорогостоящего качества нефти.

Таким образом, концепции очевидны: Россия обещает Казахстану транспортировку дополнительного большого объема нефти, но в долгосрочной перспективе. Баку предлагает перевозку мелких партий, но уже сейчас. Почти одновременная активизация конкурентов означает, что существующее распределение транзита изжило себя.


Недолгое счастье



Сейчас Россия лидирует в транзите казахстанской нефти на мировые рынки за счет портов Черного моря. В прошлом году на долю этого направления пришелся 71% всего нефтяного экспорта Казахстана. Доля российских портов составила более 79%. В первом квартале с.г. черноморская доля в казахском экспорте выросла до 74%, а российская в ней, при незначительном увеличении натурального объема транзита – почти не изменилась - 78%.

Но, похоже, время работает не на российские порты. Анна Пановко, директор по развитию бизнеса российской исследовательской группы «Петромаркет», прогнозирует по итогам года снижение объема отгрузки из Озерейки. С этим согласны и другие участники авторитетной II международной конференции «Черноморский форум 2008: Нефтяные и LPG терминалы», собравшей на днях в Геленджике представителей российских ведомств и компаний из разных стран.

Из Новороссийска будет отгружено чуть больше нефти, чем год назад. А из Южной Озерейки-2 уйдет меньший объем, чем в 2007 г. Ольга Вронская, главный специалист отдела мониторинга нефтяной и газовой промышленности российского ЦДУ ТЭК, полагает, что развитие нефтяного транспорта в южной части России имеет долгосрочные проблемы.

Порт Новороссийск в числе получателей нефти по Атырау – Самара, Озерейка – терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Показатель I квартала 2008 г. по Новороссийску в среднегодовом исчислении ниже, чем за 2007 г. А на КТК начат ремонт, и за три месяца с.г. он прокачал на 12% меньше нефти, чем за то же время в прошлом году.

Владелец трубопровода Атырау – Самара - «Транснефть» - сообщает о его расширении в 2015 г., КТК - своего трубопровода в 2012-2015 г.г. То есть до указанных дат нефти на главном трансроссийском направлении Казахстана, скорее всего, не прибавится. Для ТШО стагнация КТК – «палка» в набирающие ход колеса производства и сбыта.

Тенгиз встал на колеса



Дело в том, что в Казахстане добыча и экспорт нефти растут, и в целом по стране, и у главных производителей. ТШО на месторождении Тенгиз увеличил за первые четыре месяца 2008 г. добычу более чем на 22% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Компания наращивает железнодорожные поставки в Одессу: если за весь 2007 г. она поставила туда примерно 600 тыс. т, то сейчас довела ежемесячный экспорт до 300 тыс. т. В целом, ежемесячные ж/д поставки на экспорт из Казахстана выросли в два раза по сравнению с прошлым годом. В основном, нефть везут через Россию, но отгружают из Украины.

Это транспортное плечо для ТШО велико, скорость обращения цистерн не поспевает за увеличением добычи, которая может превысить в 2008 г. 17-18 млн т. В будущем же рост на предприятии продолжится до 24 млн твг. Поэтому предприятие обращается к кавказскому направлению экспорта.

Источники из Астаны и Баку сообщают о начале переговоров ТШО с азербайджанскими транспортными ведомствами и компаниями. В то же время, утверждение Айдына Баширова о начале реальных поставок находит не полное подтверждение у источников. Они полагают, что пока отправлена тестовая партия нефти.

Причина медленного развития событий на направлении заключается в том, что кавказский транзит осложнен внутренними рисками и корпоративной конкуренцией каспийцев.

Транзит бакинского разлива



До начала прокачки по КТК с 2002 г. ТШО экспортировал через Кавказ основную часть своей нефти, и с началом проблем на трубопроводе вновь планировал вернуться на маршрут Баку - Батуми.

Но азербайджанские транспортники в 2007 г. повысили стоимость перевозки по нему примерно до $40 за тонну. С учетом платы за доставку до восточно-каспийского порта Актау и через море затраты стали выше, чем на маршруте Тенгиз – Одесса.

Азербайджанцы готовы предоставить скидки на транзит тенгизской нефти, но хотят получить от Казахстана гарантии двух вещей, сообщил источник в Астане. Во-первых, нефть должна распределяться в Баку между черноморским направлением и трубопроводом Баку – Тбилиси – Джейхан, испытывающим трудности с полной загрузкой мощности в 50 млн твг.

Во-вторых, на черноморском направлении нефть должна поровну делиться между портом Батуми, принадлежащем казахстанской компании «КазМунайГаз», и Кулеви, чей владелец - ее азербайджанский аналог, ГНКАР. В конце прошлой недели представители Казахстана, Азербайджана и Грузии провели в Астане первые переговоры на эту тему.

Русские долго запрягают



Переговоры транспортников начались сразу после встречи в Астане глав этих государств, что, скорее всего, указывает на санкцию высшего руководства. Российский президент Дмитрий Медведев, побывавший в те же дни в Астане, был сосредоточен на газовой отрасли, что отражает кремлевские приоритеты.

Российские власти не намерены ускорять развитие казахстанского транзита, чем и обусловлена нынешняя заявка «Транснефти» на расширение Атырау – Самара в 2015 г. Такой подход устраивает не всех участников рынка: ТШО сосредотачивается на Одессе и грузинских портах, такой акционер КТК, как Оман, вообще хочет выйти из консорциума.

Намерение арабов продать свою семипроцентную долю в КТК, а «Транснефти» купить ее, означает, что этот бизнес теряет текущее коммерческое значение, сохраняя только стратегическое. Оман хочет зафиксировать прибыль, не видя возможности ее дальнейшего увеличения. России нужно нарастить присутствие в КТК, чтобы усилить влияние на казахстанский экспорт в долгосрочной перспективе.

Но такой подход может подразумевать, что в более короткий промежуток времени на российском направлении особой активности не будет. После ухода Омана здесь можно ожидать только вялотекущих переговоров о расширении КТК, Атырау – Самара, строительстве нефтепровода Бургас – Александруполис через Балканы. Основная политическая и транспортная активность экспортеров казахстанской нефти переместится на Кавказ.

Поддержка конференции

Как стать спонсором конференции »
Информационные партнеры


BSForum |  Архив конференций |  СМИ о нас |  Для спонсоров |  Семинары |  Тренинги |  Обучающие программы |  Контакты |  Ссылки

BSForum

международные конференции 2007-2016
семинары, обучающие программы
тел.: +7 (9887) 652434
тел.: +7 (918) 4452460
e-mail: ev@novotrans.info
 

Яндекс.Метрика
  Rambler's Top100
Создано:  Веб студия Идальго -  создание, размещение и продвижение сайтов