BSForum - международные конференции, семинары, тренинги, обучающие программы, обучение английскому языку

Контейнерные перевозки: Средняя Азия и Каспий

15 сентября 2017
Принять участие в конференции »
ENGLISH version     
Конференция Контейнерные перевозки: Средняя Азия и Каспий

СМИ о нас

09.11.2007 Не упустить шанс. Новороссийск может стать портом №2 России.


Сегодня на контейнерном рынке юга России спрос намного превышает предложение. Дальнейшее увеличение потока контейнеров приведет к транспортному коллапсу. Накопление портовых проблем критическое и крайне негативно сказывается на экономике и региона и всей страны в целом и требует немедленного разрешения. Предстоящие зимние олимпийские игры в Сочи усиливают востребованность отладки и строительства морских и наземных транспортных путей.

На Черном море главными воротами идущего в Россию контейнерного потока остается порт Новороссийск. В последние несколько лет ежегодный прирост перевалки
контейнеров в этом порту превышает 40-50%. Как было отмечено на первой международной конференции «Black Sea Forum: Контейнерные перевозки на Черном море. Тенденции и перспективы», организованной компанией "Черноморский форум" при участии ТПП Краснодарского края и Ассоциации европейского бизнеса в России, в 2007 году ожидаемый объем перевалки контейнеров составит 350 тыс ДФЭ, 11% от общего контейнерного оборота России и рост 139%, на 2008 г прогнозируется уже на уровне 500 тыс. ДФЭ. Справится ли порт с таким потоком.

Наличие пропускных мощностей морских портов и контейнерных терминалов в частности является серьезной проблемой роста грузопотока и развития контейнеризации в России. На сегодня, по словам первого заместителя генерального директора по контейнерным перевозкам транспортной группы FESCO Сергея Козлова, Россия находится в 5-й десятке стран мира по пропускной способности морских терминалов, а по производительности перегрузочных работ отставание еще больше. И как результат, спрос на контейнерном рынке России намного превышает предложение.

В принципе, в стремлении удовлетворить спрос на контейнерные перевозки сейчас все черноморские порты так или иначе стараются увеличивать свою пропускную способность. Однако, считает директор по маркетингу и развитию компании Global Container Service Андрей Нараевский, в этом деле возможности порта Ильичевск оказываются лучше, чем у Новороссийского порта. Ильичевск был построен в советские годы именно как порт перерабатывающий, в том числе, контейнеры и этот факт играет существенную роль в том прорыве, который достигают украинские коллеги. Зато Новороссийск никогда в советские времена не был контейнерным портом и был ориентирован исключительно в навалочные и наливные грузы. Контейнеры пришли в Новороссийск всего лишь 12 лет назад.

Соответственно все производственные мощности по перевалке контейнеров, которые у порта есть сегодня, создавались за эти годы и не всегда в благоприятные на то условия. По закону, в России все причалы должны принадлежать государству и даже если частный инвестор построит причал, он должен его передать государству. Подобная ситуация и на Украине, однако там нашли способ заинтересовать частный бизнес инвестициями в развитие портов. Строительство там может идти либо на основе совместного государственно-частного финансирования, либо только на частные инвестиции, зато потом частные компании в обмен получают те или иные преференции от государства.
У нас такого нет и, видимо, потому строительство причалов идет в России очень медленно. И трудно ожидать, уверен Андрей Нараевский, что в ближайшее время темпы развития Новороссийска смогут сравниться с темпами развития Ильичевска. Проблема недостатка перевалочных мощностей усугубляется проблемами, присущими всем российским портам. Прежде всего, это подход государственных структур, который скорее карательный, чем стимулирующий. У таможенных служб преобладает фискальная функция над функцией упрощения работы. Низкое качество законотворчества и исполнения законов. Все это в результате приводит к бюрократизации документооборота, повышению расходов на перевозку и более высоким рискам. В итоге скорости обработки судна в Новороссийске значительно отстают от скоростей в украинских портах Одессе и Ильичевске, рассказывает Андрей Нараевский.

Проблемы с таможней – вопрос системный, считает вице-президент Ассоциации экспедиторов России Сергей Желаннов. Можно растаможивать груз в точке пересечения границы, это значит, что все грузы будут застревать в порту. Но ведь есть система, называющаяся Внутренний таможенный транзит (ВТТ), которая предполагает прохождение грузом условного досмотра при пересечении границы и с окончательной растаможкой в конечном пункте назначения.
Проблем перевозчикам и грузовладельцам добавляют и местные власти, снижая тем самым привлекательность порта. Например, летом 2007 года, напоминает Сергей Желаннов, перевалка контейнеров в порту Новороссийск замерла потому, что местные власти неожиданно в значительной мере повысили штрафы за перегруз. Причина такого, может быть и необходимого, решения – жаркая погода и плавящийся асфальт. Однако очевидно, что такие действия необходимо согласовывать с перевозчиками и грузовладельцами.

В целом весь клубок проблем необходимо решать на государственном уровне. Однако время не ждет и в уже ближайшем будущем у Новороссийска могут появиться сильные конкуренты, предупреждает Андрей Нараевский. Пока украинские порты, будучи ориентированными на нужды своей страны, обрабатывают малую долю российского транзита. Однако наблюдая тенденции развития порта Ильичевск, видно появление там все новых агентов, линейных перевозчиков. Кроме того, стоимость перевозки на украинские порты существенно ниже, чем на Новороссийск, который пока получает контейнеры после их перевалки в портах Констанцы, Стамбула.

Сергей Желаннов также уверен, что порт Ильичевск значительно конкурентоспособней Новороссийска и что в обозримом будущем Ильичевск составит сильнейшую конкуренцию российским южным портам, если там не будут развивать контейнерную инфраструктуру.
Не случайно, на конференции начальник Ильичевского морского торгового порта Геннадий Скворцов говоря о перспективности развития контейнерного трансшипмента в Ильичевске, сообщил, что прогнозируются и грузопотоки российского направления, которые можно было бы осуществлять по Волге и Волго-Донскому каналу. По его словам, только Самарский регион по самым скромным подсчетам обладает потенциалом ежегодно выбрасывать на рынок около 146 тыс. ДФЭ.
Как отмечалось на конференции основная тенденция в бассейне такова, что увеличивается число портов прямого захода с океанских линий и уже сегодня практически все крупные порты кроме Новороссийска, Поти и Варны охвачены прямым сервисом.
В ближайшие год-два и Новороссийск обзаведется океанским сервисом, на это есть потребность рынка, считает Андрей Нараевский. При нынешних темпах роста Новороссийску уже не обойтись только фидерными перевозками, а возможности приема океанских судов у порта есть.

Более того, Сергей Козлов считает целесообразным перенос основного объема азиатско-российского грузопотока с Балтики на Черное море. По его мнению, это ускорит доставку грузов на 7-10 дней, снизит себестоимость транспортировки на 15-20% за счет прямой доставки и отказа от трансшипмента в промежуточных портах других стран, конкурентоспособность российской торговли повысится, экономия транспортных издержек многократно окупит строительство портов и терминалов, снизится нагрузка на транспортные магистрали северо-запада, разовьется транспортная сеть и экономика юга России. Сергей Козлов убежден, что России нужна новая транспортная стратегия и новый глобальный взгляд на транспортные схемы и маршруты, нужен переход на контейнерную технологию и создание мощного контейнерного порта-хаба именно на Черном море.

Александр Рубцов
Зам.завотдела бизнеса редакции газеты «Гудок»

Поддержка конференции

Как стать спонсором конференции »
Информационные партнеры


BSForum |  Архив конференций |  СМИ о нас |  Для спонсоров |  Семинары |  Тренинги |  Обучающие программы |  Контакты |  Ссылки

BSForum

международные конференции 2007-2016
семинары, обучающие программы
тел.: +7 (9887) 652434
тел.: +7 (918) 4452460
e-mail: ev@novotrans.info
 

Яндекс.Метрика
  Rambler's Top100
Создано:  Веб студия Идальго -  создание, размещение и продвижение сайтов