BSForum - международные конференции, семинары, тренинги, обучающие программы, обучение английскому языку

Контейнерные перевозки: Средняя Азия и Каспий

15 сентября 2017
Принять участие в конференции »
ENGLISH version     
Конференция Контейнерные перевозки: Средняя Азия и Каспий

СМИ о нас

06.11.2007 Черное море: поле битвы или рынок, на котором хватит места всем?


Как показала прошедшая в Новороссийске конференция «Контейнерные перевозки на Черном море: Тенденции и перспективы» основным вопросом, волнующим большинство участников контейнерных перевозок на Черном море, является «Кто же станет настоящим контейнерным хабом и заполучит контейнеровозы океанского типа, а кто окажется подсаженным на «иглу» фидерных перевозок?».

В работе конференции, проходившей 19 и 20 октября в Новороссийске, приняло участие свыше 200 делегатов из большинства стран черноморского бассейна. Интерес к теме конференции неслучаен, т.к. контейнерные перевозки развиваются более чем стремительно, чему свидетельствует 139% рост объема перевалки контейнерезированных грузов в черноморских портах РФ в 2006-2007 г.г.. При этом инфраструктура большинства контейнерных терминалов еще далека от идеала, и, фактически, на Черном море отсутствует настоящий контейнерный хаб, так необходимый странам региона. На роль хаба претендуют и порт Констанция (Румыния), и Ильичевск (Украина) и единственный российский глубоководный порт на Черном море — Новороссийск. Между ними идет борьба с переменным успехом, в которую постоянно добавляются новые игроки.
Черноморский контейнерный хаб — предпосылки борьбы.
В настоящее время до 62% общего контейнерооборота РФ идет через порты Северо-Запада, а страны Балтии и Финляндия обслуживают еще 20% российского грузопотока. Можно уверенно говорить о том, что Санкт-Петербург и поэтапно вводимая в эксплуатацию Усть-Луга являются основными морскими воротами России. При этом Калининград только развивается, порты Черного моря в основном обслуживают местные грузы, а Дальний Восток всецело зависит от возможностей ТрансСиба, на котором приоритет отдается нефтеналивным грузам в ущерб контейнерам.

Макроэкономическая ситуация в свою очередь позволяет говорить о том, что поток импортных грузов (в первую очередь из КНР и стран ЮВА) в Россию и на постсоветское пространство будет расти рекордными темпами, при благоприятной ситуации грузопотока добавит и транзит, а также экспортные грузы. По оценке Национальной Контейнерной Компании к 2015 г. потребность России и постсоветского пространства будет составлять 14 млн. - 15 млн. TEU в год, при этом балтийские, финские, украинские и российские порты вместе взятые смогут обрабатывать только 14 млн. TEU.




К 2015 г. потребность России и постсоветского пространства будет составлять 14 млн. - 15 млн. TEU в год.




Для черноморских портов существуют все предпосылки к занятию лидирующего места в перераспределении этого грузопотока. Во-первых, по прогнозам специалистов порты Санкт-Петербург и Усть-Луга уже не будут прямыми портами для заходя океанских судов в виду неудобного расположения в мелководной части финского залива, а также необходимости в использовании ледоколов или специальных судов в зимний период. Во-вторых, морское плечо на пути Китай — Суэцкий канал — Гамбург - Санкт-Петербург составляет более 33 дней, а при использовании пути Китай — Суэцкий канал — Новороссийск всего 20 дней. В-третьих, смещение грузопотока к черноморским портам позволяет избежать перегруженных транспортных путей на направлении Санкт-Петербург — Москва и тем самым сократить временные издержки.




Строительство российского контейнерного хаба на Черном море принесет выше $1 млрд. экономии в год.

Таким образом строительство контейнерного хаба, предназначенного для захода больших океанских контейнеровозов, на Черном море является весьма привлекательным для инвестиций проектом. Веским подтверждением утверждению служит оценка специалистов компании FESCO, по которой строительство на Черном море российского контейнерного хаба принесет свыше $1 млрд. экономии в год, что вне всяких сомнений окупит любые инвестиции.

Участники рынка — партнеры или конкуренты?
Участники конференции так и не пришли к единому мнению конкуренты ли Новороссийск и Ильичевск (основные претенденты на звание контейнерного хаба на постсоветском черноморском побережье), или же партнеры которым в равной мере хватит все возрастающего грузопотока.

В пользу Ильичевска говорят его географическое расположение (первый украинский порт встречающий суда, заходящие из Босфора), изначальная ориентация на контейнерезированные грузы, постоянно развивающаяся инфраструктура. В Ильичевске уже работают такие судоходные линии как CMA-CGM, Maersk Line, CSAV Norasia, K Line, China Shipping, American President Line, Hyundai MM, Wan Hai Lines, Pacific International Lines и др. К окончанию модернизации порта суммарную мощность его причалов, контейнерного и мультимодального терминалов планируется довести до 3,4 млн. TEU в год. При этом в настоящее время большая часть грузов, обрабатываемых в Ильичевском порту являются предназначаются для Украины, а не уходят транзитом в Россию и другие страны бывшего СССР.




Олег Фотченко, Ильичевский морской торговый порт: «На Черном море будет только дефицит контейнерных возможностей, так что с Новороссийском мы будем добрыми партнерами!»




Что касается Новороссийска, то он фактически единственный российский глубоководный порт на черноморском побережье. Изначально порт развивался как обслуживающий нефтеналивные суда, в дальнейшем к этому добавился экспорт леса, перевалка зерна и жидких удобрений. В последние годы порт активно наращивает свои контейнерные мощности.
Плюсы Новороссийска в мощной инвестиционной программе, поддерживаемой Правительством России, наличии современных контейнерных терминалов (ОАО «Новорослесэкспорт», ОАО «НУТЕП», ОАО «Новоморснаб» и др.), эффективной работе с сопутствующими транспортными организациями (налажена эффективная работа с ОАО «РЖД», реализуется четкая программа по модернизации существующих и строительству новых подъездных путей, строительству «сухого порта»), неуклонно растущем экспортно импортном потенциале России и прозрачной инвестиционной политике. Своеобразным подспорьем стал запланированный перевод базы Черноморского флота РФ из Севастополя в Новороссийск — благодаря ему за счет государства будет проведен целый комплекс дноуглубительных и сопутствующих работ в акватории порта.

На данный момент в Новороссийске работают 12 судоходных контейнерных линий, из которых 9 океанских. Однако потенциал порта позволяет прогнозировать в ближайшее время остальных игроков рынка океанских контейнерных перевозок. При этом по словам Андрея Нараевского (Global Container Service) оборачиваемость контейнеров, проходящих через Новороссийский порт, составляет 1-2 дня (достигается за счет того, что 60% контейнерных грузов порта причитаются на ЮФО), а ежегодный рост грузопотока начиная с 2002 г. превышает 50%, - рекордные показатели по сравнению с остальными российскими портами.




Оборачиваемость контейнеров в Новороссийском порту составляет 1-2 дня.




Для Новороссийска на Черном море практически нет российских конкурентов. О строящемся на Таманском полуострове портовом комплексе нельзя говорить как о серьезном конкуренте Новороссийску. Особенность строящегося комплекса — он находится в мелководной зоне Черного моря, что не позволит ему принимать океанские контейнеровозы.

Таким образом на постсоветском черноморском побережье есть только два серьезных претендента на звание контейнерного хаба — Новороссийск (Россия) и Ильичевск (Украина), но им обоим предстоит еще колоссальный объем работ, а времени на него катастрофически не хватает.

Кто станет распределительным центром контейнерезированных грузов на Черном море, а кто останется «подсаженным на иглу» фидерных перевозок покажет время. И можно не сомневаться, что к следующей конференции Black Sea Forum, посвященной контейнерным перевозкам на Черном море, количество острых вопросов, как и количество грузов только возрастет. Ждем Вас на новых конференциях!

Ильин Максим, Transportweekly.

Поддержка конференции

Как стать спонсором конференции »
Информационные партнеры


BSForum |  Архив конференций |  СМИ о нас |  Для спонсоров |  Семинары |  Тренинги |  Обучающие программы |  Контакты |  Ссылки

BSForum

международные конференции 2007-2016
семинары, обучающие программы
тел.: +7 (9887) 652434
тел.: +7 (918) 4452460
e-mail: ev@novotrans.info
 

Яндекс.Метрика
  Rambler's Top100
Создано:  Веб студия Идальго -  создание, размещение и продвижение сайтов